Источники питания

Устройство повышенной мощности для зарядки автомобильного аккумулятора

В «ДС» №19 за 2006 год А. В.Бабушкин из с. Новоселки Оренбургской области обратился с просьбой — подсказать схему пуско-зарядного устройства.

Прежде всего, я советую читателю почитать статью Юрия Самсончика из Минска «Зарядное устройство из лампового телевизора» («ДС» №5 за 2004 г.). Автор использует в зарядном устройстве (ЗУ) силовой трансформатор от черно-белого телевизора, который имеет на выходе напряжение 6,3 В и ток 6,4 А.

От себя предлагаю более мощную схему ЗУ с выходными параметрами: напряжение 16,2 В, максимальный ток до 30 А (см. схему). Устройство не боится коротких замыканий, имеет стабилизированное выходное напряжение и регулировку тока, работает в двух режимах — нормальном и ускоренном. Управляющим элементом является триодный тиристор V2. Ток заряда можно регулировать потенциометром R2, переключение режимов с нормального на ускоренный — тумблером Т2. Выходное напряжение стабилизирует диод V3. Ток на выходе ограничен резистором R1. Тиристор V2 нужно установить на радиаторе площадью 100-200 кв.см.

Ustroystvo_povyshennoy_moschnosti_dlya_zaryadki_avtomobil'nogo_akkumulyatora-1.gif

Настройка ЗУ заключается в подборе величин сопротивления резисторов R2-R4. Для этого к разъемам Х1, Х2 присоединяют 12-вольтные лампы накаливания общей мощностью 150-200 Вт. Замкнув накоротко резисторы R2, R3, с помощью резистора R4 устанавливают величину тока не более 20 А. Затем, подключив резистор R3, добиваются, чтобы ток снизился до 10 А.

Импульсное зарядное устройство

В. СОРОКОУМОВ, г. Сергиев Посад

Для зарядки стартерных аккумуляторных батарей автолюбители применяют самые разнообразные устройства, большинство которых построено с использованием понижающего сетевого трансформатора. Таким устройствам свойственны сравнительно низкий КПД, большие габариты и масса. И если КПД можно хоть как-то поднять, то улучшить остальные показатели подобных устройств практически не удается. Существенно повысить эксплуатационные качества зарядного устройства можно, если построить его по принципу импульсного инвертора напряжения.

Импульсные зарядные станции, выпускаемые за рубежом (фирмы Bosch, Telwin и др.), имеют превосходные технические показатели, но по стоимости недоступны большинству наших автомобилистов. Вместе с этим и самостоятельное изготовление подобных устройств под силу далеко не каждому радиолюбителю, особенно тем, кто не имеет необходимого опыта в области импульсной схемотехники и налаживания таких приборов.

Impul'snoe_zaryadnoe_ustroystvo-1.gif

Тем не менее не следует считать импульсные зарядные устройства непреодолимо сложными. Так, в [1] описано радиолюбительское устройство, построенное на основе обратноходового преобразователя.

Приставка для измерения ёмкости зарядки.

Применение микроконтроллеров в электротехнике позволяет значительно упростить конструкцию, придать устройству такие функции, реализовать которые на отдельных логических элементах очень трудно а то и вообще невозможно .

Примером может служить следующая конструкция.

Данное устройство подключается как приставка к зарядному устройству, разнообраз- ных схем которых в интернете уже описано немало. Оно выводит на жидкокристалличес- кий дисплей значение входного напряжения, величину тока зарядки аккумулятора, время зарядки и ёмкость зарядного тока(которая может быть или в Ампер-часах или в миллиампер-часах - зависит только от прошивки контроллера и применённого шунта). (См. Foto1. Foto2)

Pristavka_dlya_izmereniya_emkosti_zaryadki.-1.jpg
Foto1.

Pristavka_dlya_izmereniya_emkosti_zaryadki.-2.jpg
Foto2.

Десульфатация автомобильных аккумуляторов.

Как показывает практика, 80% свинцовых аккумуляторов выходит из строя из-за явления сульфитации предложенная схема устройства для десульфатации (рис.1), помогает вернуть к полноценной жизни даже почти “убитые” автомобильные аккумуляторы. Оно формирует короткие импульсы зарядного тока и небольшой разрядный ток в промежутках между ними. Такой алгоритм десульфатации гораздо эффективнее, чем простой многократный заряд-разряд обычными зарядными устройствами.

Desul'fataciya_avtomobil'nyh_akkumulyatorov.-1.gif

В схему входят автокоммутатор на ключе Т1, компараторе IC2D и генераторе IC1, накопительная катушка индуктивности L2 и пиковый вольтметр IC2A-C, D7- D10. Питание осуществляется от самого восстанавливаемого аккумулятора, подключаемого к клеммам К1. При включении высокий уровень на выходе Q (вывод 10) IC1 открывает ключ Т1 и нарастающий разрядный ток начинает протекать от батареи по цепи L1-L2 - T1-R4.

Простое автоматическое зарядное устройство

Л. МАЦКО, г. Сморгонь, Белоруссия

Это устройство по структуре не отличается новизной, поскольку в первоначальный его проект была заложена традиционная схема трансформатор— регулятор тока—выпрямитель. В дальнейшем оно было усложнено добавлением узлов управления и контроля заряда. Завершилась работа введением режима десульфатации батареи путем ее зарядки током с разрядной составляющей. Несмотря на все усложнения, зарядное устройство осталось довольно простым по схеме, легким в налаживании и удобным в эксплуатации.

Узел контроля следит за напряжением на батарее в процессе зарядки, отключает ее по достижении полного заряда и сигнализирует об этом включением светодиода.

Prostoe_avtomaticheskoe_zaryadnoe_ustroystvo-1.gif

Автоматическое зарядное устройство

Ш. ГИЗАТУЛЛИН, г. Томск

Для продления срока службы батареи никель-кадмиевых или никель-металлгидридных аккумуляторов рекомендуют перед каждой зарядкой разрядить батарею. Делать это без специального устройства неудобно, а пренебрежение разрядкой может привести к появлению эффекта "памяти". Описываемое ниже зарядное устройство автоматически выполняет и разрядную, и зарядную функции.

Зарядное устройство предназначено для зарядки аккумуляторных батарей, состоящих из 7—10 герметичных щелочных аккумуляторов в режиме, близком к указанному на этикетке батареи.

Завод—изготовитель гарантирует ресурс аккумулятора (число циклов зарядка—разрядка) и сохранение его номинальной емкости при соблюдении следующих условий эксплуатации: разрядка до конечного напряжения не менее 1 В и зарядка током, равным одной десятой от номинальной емкости в ампер-часах в течение 15 ч. В предлагаемом устройстве разрядка производится до конечного напряжения, соответствующего 1,05 В на каждый аккумулятор батареи. Зарядный ток равен 0,8 номинвльного, время зарядки — около 17 ч, емкость заряжаемых аккумуляторов — от 0,1 до 1 А-ч.

Схема устройства показана на рисунке. Эксплуатировать устройство очень просто — достаточно подключить батарею к зажимам Х1, Х2 включить тумблер SA1 "Сеть" и нажать на кнопку SB1 "Пуск". При прекращении электроснабжения устройство переходит в ждущий режим и при появлении напряжения в сети процесс продолжается.

Avtomaticheskoe_zaryadnoe_ustroystvo-1.gif

Устройство для автоматической подзарядки аккумуляторов в системе аварийного питания

Источником питания аварийного питания освещения, сигнализации и других устройств на многих объектах служат аккумуляторные батареи напряжением 12 В. Однако в процессе эксплуатации они разряжаются. Предлагаемое устройство для автоматической подзарядки аккумуляторных батарей в системе аварийного питания в процессе эксплуатации показано на схеме.

Ustroystvo_dlya_avtomaticheskoy_podzaryadki_akkumulyatorov_v_sisteme_avariynogo_pitaniya-1.gif

Подкатегории



Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования