Источники питания

Преобразователь напряжения 5 на 2x10 В на МАХ242

И. НЕЧАЕВ, г. Курск

Не спешите выбрасывать вышедшие из строя микросхемы приемника/передатчика сигналов интерфейса RS232 (МАХ200, МАХ220, МАХ230, МАХ232, МАХ236—МАХ238, МАХ240— МАХ244 и другие аналогичные). В состав этих микросхем кроме усилителей и приемников входит и преобразователь из однополярного напряжения +5 В в двуполярное 2x10 В на переключаемых конденсаторах. Если он исправен, его легко использовать по прямому назначению.

Такой преобразователь может быть полезен, когда напряжение питания большинства элементов разрабатываемого устройства однополярное 5 В, а для части маломощных элементов требуется двуполярное напряжение 2x10 В.

Схема преобразователя показана на рис. 1.

Preobrazovatel'_napryajeniya_5_na_2x10_V_na_MAH242-1.gif

Преобразователь (AC/DC/AC) 12-220 Вольт

 Converter-AC-DC-AC-12-220v

СХЕМА ИМПУЛЬСНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ С 12 В НА 220 В 50 Гц

 Иногда, при отсутствии сетевой проводки, возникает необходимость питать бытовые электроприборы от бортовой сети автомобиля. В литературе описано немало простейших преобразователей с 12 на 220 В, но работающих на повышенной частоте. Для осветительной лампы или электронной удочки это еще допустимо, но не все бытовые приборы, рассчитанные на частоту сети 50 Гц, могут работать на более высокой частоте. Кроме того, ни одна из опубликованных схем не имеет защиты от перегрузки.

  К данному преобразователю могут подключаться любые бытовые приборы мощностью до 100 Вт (при использовании более мощного трансформатора ее можно увеличить).

  Предложенная схема преобразователя (рис. 1) работает на частоте 50Гц и имеет защиту от перегрузки по току. Кроме того, данный преобразователь дает на выходе форму сигнала, более приближенную к синусу, что снижает уровень высокочастотных гармоник (помех).

scheme-pulse-converter-12-220

Рис. 1 Электрическая схема импульсного преобразователя с 12 В на 220 В 50 Гц

Двухтактный импульсный преобразователь 12В-220В на TL494

 double-measure-pulse-voltage-transducer

Схема двухтактного импульсного преобразователя

 

Питание радиоаппаратуры от бортовой сети автомобиля

У многих имеются переносные приемники и магнитофоны, а если у вас есть еще и автомобиль, то в дороге питать эти устройства удобнее от аккумулятора машины, не разряжая батарейки. Подключать радиоаппаратуру непосредственно к аккумулятору нельзя (за исключением тех приборов, которые для это предназначены), так как его напряжение может меняться от 10 до 15 В, а переносная аппаратура питается меньшим напряжением.

Особенностью бортовой сети автомобиля при работающем двигателе является наличие импульсных помех в виде выбросов положительной и отрицательной полярности, амплитуда которых может достигать 160 В (спадающих через 1 мс). В цепи питания появляются также импульсы положительной полярности с амплитудой до 90 В и спадающие через 0,4 с.

Pitanie_radioapparatury_ot_bortovoy_seti_avtomobilya-1.gif
Рис. 1. Схема источника питания радиоаппаратуры от электросети автомобиля

Защита аппаратуры от повышенного напряжения в сети.

Повышенное напряжение в сети может появиться в результате аварии. Особенно эта проблема актуальна в сельской местности или на даче, где такие явления не редки. Это связано с тем, что подходящие сетевые провода имеют открытую (воздушную) проводку и возможен их обрыв с замыканием.

Большая часть современной радиоаппаратуры имеет импульсные источники питания, которые в случае перегрузки выходят из строя. Постоянно контролировать сетевое напряжение неудобно, да и не эффективно. Ведь перегрузка при работающей радиоаппаратуре может произойти в любой момент времени. Предлагаемое устройство позволяет предотвратить повреждение электроприборов и радиоаппаратуры от повышенного напряжения.

Простейший вариант защиты аппаратуры от перегрузки можно выполнить, используя специальный разрядник, включенный после входных предохранителей. Он имеет такую характеристику, что пробой газа внутри корпуса происходит при превышении действующего напряжении выше 270 В. Сработавший разрядник имеет очень малое внутреннее сопротивление и закорачивает сетевую цепь. В этом случае просто перегорят плавкие вставки (или сработает защитный электромеханический автомат), что прервет подачу напряжения на все включенные бытовые устройства.

Основными недостатками разрядника является его дефицитность и нерегулируемый порог срабатывания. Zaschita_apparatury_ot_povyshennogo_napryajeniya_v_seti.-1.gif

Индикатор перегрузки стабилизатора.

Далеко не в каждом стабилизаторе с регулируемым выходным напряжением и системой защиты от замыкания в нагрузке предусмотрен индикатор режима перегрузки. Такой индикатор, если требуется, можно ввести и в готовый стабилизатор. В качестве ключа в нем применен биполярный транзистор. В индикаторе использованы два светодиода - зеленого и красного свечения. Зеленый светодиод сигнализирует о нормальной работе стабилизатора, а красный (при этом зеленый гаснет) - о режиме перегрузки. Напряжение на базе транзистора VT1 (см. схему рис.1) стабилизировано стабилитроном VD1. В нормальном режиме работы стабилизатора напряжение на базе транзистора больше примерно на 1 В, чем на эмиттере, поэтому транзистор закрыт и включен зеленый светодиод HL1. Уменьшение выходного напряжения стабилизатора ниже 2 В при перегрузке вызывает выход стабилитрона VD1 из режима стабилизации и уменьшении напряжения на базе транзистора VT1. Поэтому транзистор открывается.

Indikator_peregruzki_stabilizatora.-1.gif
Рис.1

Подкатегории


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Top