ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТАЙМЕР в блоке управления стеклоочистителем
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТАЙМЕР в блоке управления стеклоочистителем
В радиолюбительской литературе опубликовано немало описаний различных устройств управления стеклоочистителями [1—б]. Они обладают рядом преимуществ перед аналогичными приборами, устанавливаемыми на легковых автомобилях. Анализ схемных решений указанных устройств показывает, что их времязадающие узлы, как правило, построены на однопереходных транзисторах или их аналогах, основной недостаток которых — ненадежное закрывание при малом сопротивлении зарядного резистора [7]. Поэтому приходится шунтировать накопительные конденсаторы и принимать другие меры, что налагает определенные ограничения при разработке и повторении устройств с широкими пределами изменения временных интервалов.
Применение во времязадающем узле интегрального таймера КР1006ВИ1 в сочетании с мощным выходным транзистором позволяет полностью устранить указанные недостатки.
Описываемое ниже устройство обеспечивает непрерывную работу стеклоочистителя в течение примерно 3 с (два цикла работы щеток). Паузу между циклами можно регулировать в пределах 0,5...20 с. Стеклоочистителем управляют переменным резистором, который установлен на приборной панели автомобиля.
Времязвдающий узел собран на таймере DA1 (см. схему). Он генерирует импульсный сигнал с независимой регулировкой длительности импульса (электродвигатель стеклоочистителя работает) и паузы (он выключен). Длительность паузы регулируют резистором R5, а длительность импульса (фактически число двойных взмахов щеток) устанавливают подстроечным резистором R3.
При включении блока (замыкании контактов выключателя SF1, совмещенного с переменным резистором R5) через подстроечный резистор R3 начинает заряжаться конденсатор С1. Сразу после подачи напряжения питания на выходе таймера DA1 устанавливается высокий уровень напряжения. Транзисторы VT1 и VT2 будут открыты, а на электродвигатель стеклоочистителя поступит напряжение питания. После зарядки конденсатора C1 до напряжения 2/3 Uпит на выходе таймера DA1 напряжение уменьшится практически до нуля и транзисторы VT1, VT2 закроются. Но двигатель стеклоочистителя будет работать до возвращения щеток в исходное положение (то есть пока не разомкнутся контакты конечного выключателя в механизме).
После переключения таймера конденсатор С1 начинает разряжаться через резисторы R4, R5. Если необходимы паузы длительностью более 20 с, то устанавливают либо резистор R5, либо конденсатор С1 большего номинала.
Некоторые авторы [5] считают целесообразным увеличение длительности первого цикла работы щеток сразу после включения устройства. Для перехода на такой режим резисторы R1, R2 исключают, а левый по схеме вывод конденсатора С1 подключают к общему проводу.
В устройстве использованы резисторы МЛТ, переменный резистор R5— СПЗ - 12к или СПЗ - 30к. От качества конденсатора С1 (К50-16) зависит стабильность временных характеристик цикла работы стеклоочистителя. Транзистор КТ961А можно заменить на КТ815А—КТ815Г, КТ646А; транзистор КТ805БМ — на КТ805АМ, КТ891А,
КТ819Б — КТ819Г. Транзистор VT2 установлен на пластинчатом теплоотводе размерами 50Х30Х3 мм.
г. Киев
П. ОЛЕЙНИК
ЛИТЕРАТУРА
1. Ладейщиков Б. Прерыватель для стеклоочистителя автомобиля.— Радио, 1977, № 7, с. 55.
2. Коротаев Г. Реле времени для стеклоочистителя.— В помощь радиолюбителю: Сборник. Вып. 61.—М.; ДОСААФ. 1978, с- 72—75.
3. Рутман Г. Усовершенствование прерывателя стеклоочистителя.— Радио, 1981, №7—8. с. 36.
4. Кузема А. Усовершенствование прерывателя стеклоочистителя.— Радио,1985, № 7, с. 45.
5. Каширцев Л. Устройство управлений стеклоочистителем автомобиля "Запорожец”.— В помощь радиолюбителю: Сборник. вып. 86.— М,: ДОСААФ, 1984, с. 16— 22.
6. Кузема А. Электронные устройства для автомобиля.— В помощь радиолюбителю: Сборник. Вып. 93,—М.: ДОСААФ, 1986, с. 66—68.
7. Мультивибратор... из одновибратора.— Радио, 1986, № 2, с. 61.
Радио №12, 1988 г., с. 25.